“Настольная книга венчурного предпринимателя” хорошо подходит тем, кто только начинает свою карьеру в венчурном фонде или начинает инвестировать свои деньги самостоятельно. В целом я для себя нашёл не сильно много инсайтов, но некоторые идеи книги я изложил ниже. Надеюсь, они будут вам полезны.
Больше всего из книги мне запомнилась идея Волн Дрейпера. По мнению Тима Дрейпера венчурный капитал движется волнами, противонаправленными инвестициям в частные компании (Private Equity). Венчурный капитал падает не во время каждого кризиса, а через один. Например, после кризиса доткомов вплоть до 2008 года венчурные инвестиции развивались относительно медленно, потому что больше капитала вкладывалось в PE (выращивали ранее проинвестированные компании) и поэтому сильной коррекции рынка венчурных инвестиций не было. Эта статья написана 15 января 2023 года. Судя по внешним признакам у нас очень скоро будет возможность на практике проверить правоту старины Тима. Если он прав, то в ближайшее десятилетие на рынке будет меньше венчурного капитала и венчурных фондов. Кстати в начале 2022 года я написал такую статью с моими идеями по поводу кризиса. Чтобы лучше понять, как ведут себя инвесторы во время кризиса, я также рекомендую вам почитать книгу «Венчурный бизнес: новые подходы» (она кстати есть в открытом доступе в интернете).
В кризис и после кризиса удачное время для инвестиций еще и потому, что многие побаиваются инвестиций в стартапы, значит, на хорошие команды приходится меньше денег, значит, можно лучше заработать.
Только 10% компаний приносят венчурным инвесторам высокие доходы, которые окупят все затраты фонда. Инвесторам сейчас как никогда сложно разглядеть, какой из стартапов выстрелит (особенно много шума и странных инвестиций было в 2021 году). Из 100 млн. долл. венчурные инвесторы ожидают, что 1/3 компаний будет списана на сумму 50 млн. долл., 1/3 принесёт 50 млн. долл., а остальная 1/3 принесёт 150 млн. долл., чтобы вернуть LP 200 млн. долл.
Воронка стартапов для венчурного фонда: 3000 инвестиционных возможностей превращаются в предложения и встречу с 300 компаниями, отбор 100 компаний для более глубокого анализа и пять-десять инвестиций в год.
В теории портфельного управления венчурные инвестиции относят к «альтернативным инвестициям» с большими рисками и доходами. На них приходится 1-5% портфеля, то есть рекомендуется вкладывать в этот класс не более 5% своих активов. Однако в последние годы эта доля растет, так как новая теория портфельного управления мотивирует ее увеличивать.
Публичная корпорация должна консолидировать отчетность всех дочерних компаний, в которых она владеет 20%, поэтому корпоративные венчурные фонды хотят получать долю ниже этого порога и часто продают это как плюс работы с ними для основателей стартапов.
Отсутствие cap (верхнего порога конвертации) в конвертируемом займе порождает конфликт интересов для бизнес-ангела, потому что если он поможет связями, и стартап сильно вырастет до equity round, то ангел фактически своими руками размывает свою долю, потому что и оценка на следующем раунде тоже сильно вырастет. Кстати я записал такой вебинар, в рамках которого мы обсуждаем основные типичные и нетипичные условия венчурной сделки.
Чаще всего встречается комбинация из 3-х со-основателей: стратега, который видит компанию в целом и знает, как связать ее части; технолога, который обладает знаниями и техническими навыками, позволяющими превратить видение в продукт; и специалиста по продажам, который соотносит продукт с неудовлетворенной потребностью покупателя. На ранней стадии стратег является естественным лидером команды. Также несколько ролей может совмещать один человек.
Стартапу нужно ходить на стартап-мероприятия, чтобы найти полезные связи. На практике из 30 контактов полезным оказывается 1-2 человека.
Comments